Как родители могут помочь ребенку учиться?
Желание родителей воспитать своих детей так, чтобы потом за них не было стыдно, толкает взрослых на поиски, размышления, споры по вопросам воспитания и обучения. Родители – первые и главные воспитатели ребёнка. Его задача – познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелёгком деле. Но некоторые родители считают, что, отправив ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Родители не всегда точно знают, как помочь ребёнку с учёбой. Особенно остро этот вопрос стоит в младшей школе. Во втором-третьем классе, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на всё будущее. Родители успешных детей делают примерно одно и то же, что помогает их детям преуспеть в учёбе. И это не столько связано с самой учёбой, сколько со стилем воспитания в семье и с моделированием своего отношения к жизни.
Вот некоторые тактики, как родители могут помочь ребёнку эффективно учиться.
1. Внимание и позитивное отношение к ребёнку.
Некоторые дети плохо учатся в школе, потому что неуверенные в себе и имеют низкую самооценку. Уверенный в себе ребёнок с адекватной самооценкой имеет намного больше шансов на успех, чем затюканный ребёнок. Почаще напоминайте ребёнку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и, в конечном счёте, хорошо отражается на успеваемости. Проводите время вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребёнком, поиграйте, поговорите. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все мы разные.Можно сравнить ребёнка с ним самим и обязательно отметить его прогресс: раньше ты не мог решать задачи, а теперь справляешься. Избегайте абсолютного мышления: не говорите ребёнку, что он всегда такой-то и такой-то (вечно все забывает, постоянно отвлекается, и т.д.). Если возникла проблема, обсудите конкретный случай, а не все. Избегайте паники в стиле «всё пропало»: ты столько пропустил, что нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не успеешь. Вместо этого фокусируйтесь на положительной стороне: уже поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.
2. Позитивное отношение родителей к учёбе.
Исследования показывают, что у образованных родителей дети более успешны в учёбе. Секрет в отношении к учёбе в семье: знания ценятся родителями – потому и дети относятся в учёбе с уважением.Чему можно поучиться у маленьких детей – это радости от процесса обучения. Малыши обожают узнавать что-то новое. Со временем учёба превращается в рутину и радость уже не приносит.На своём примере покажите, что люди учатся всю жизнь, и что учёба дает полезные знания и навыки.Регулярно читайте и делитесь с ребёнком тем, что узнали. Если не знаете ответа на вопрос ребёнка, вместе ищите ответ в интернете и обсуждайте результаты поиска.
3. Добросовестность, трудолюбие, ответственность.
Лучше и легче всего учатся те школьники, которые добросовестны и трудолюбивы. Это даже важнее, чем наличие способностей. Трудолюбивый, настойчивый ребёнок всегда будет достигать хороших результатов. Моделируйте трудолюбие и добросовестность дома в кругу семьи. Делая работу по дому, комментируйте те моменты, где вы делаете дело на совесть.Воспитывайте в ребёнке целеустремленность и ответственность. Дома разговаривайте о планах на ближайшее и далекое будущее и о том, как этого достичь. Делитесь новостями с вашей работы, просите совета у ребёнка. Договоритесь с ребёнком о его домашних обязанностях и поощряйте их выполнение.
4. Адекватное отношение к успеваемости.
Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае, неудачи в школе могут подрывать самооценку ребёнка. Здесь важно не завышать ожидания от ребёнка, и оценивать его исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте идеальности от ребёнка. Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения. Помогите ребёнку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите с ним, что пошло не так и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Показывайте, как вы решаете проблемы и относитесь к своим ошибкам. Научите ребёнка ориентироваться на навыки и опыт, а не на оценки. В перспективе это сделает учёбу ребёнка эффективной и результативной.
5. Режим дня.
Да-да, все знают, что детям важно хорошо питаться, высыпаться, достаточно отдыхать, и заниматься спортом.Но иногда, в погоне за дополнительными секциями, родители забывают об этом.Здесь всё просто.Если ребёнок не выспался, он не может думать продуктивно. Ребёнку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Дети, которые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребёнка жирную рыбу, богатую Омега-3, яйца и орехи. И вода. Ребёнок должен пить достаточно воды. Купите ребёнку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно её выпивать и наполнять. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.Отдых также необходим детям, как и учёба. Для младших классов лучший отдых – это игра. В учёбе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 минут активной учёбы необходимо 5-10 минут отдыха. Время для домашнего задания нужно выделить днём или рано вечером, но не ночью. Лучше, чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится!Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребёнок: на кухне при включенном телефоне, телевизоре, перед компьютером с играми и чатами или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает? Организуйте рабочее место для ребёнка – красивое и комфортное. Уберите всё, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребёнка.
6. Помогите ребёнку организовать свое время.
Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные. Но детям это не так очевидно.Для детей подготовка к контрольной работе, чтение книги и компьютерная игра могут стоять на одном уровне срочности и важности.Вместе с ребёнком обсуждайте, какие дела у вас сегодня вечером важные, а какие не очень: приготовить ужин, погулять с собакой, поиграть на компьютере, поболтать с подругой. Вместе тренируйтесь ставить цели: хочется в воскресенье поехать к другу в гости, значит уроки нужно сделать в субботу.Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку за тест, значит нужно учить материал каждый день, читать тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы, сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.Правило с детства: сделал дело – гуляй смело. Сначала делать уроки, а потом гулять. С одной стороны – это стимул хорошо сосредоточиться и поработать, чтобы закончить всё быстрее. С другой стороны – всегда есть время для отдыха, прогулок, и сна.
Не делайте уроки за ребёнка и не делайте уроки с ребёнком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность и ответственность. Научите ребёнка, как организовать свое время, как работать эффективно. Конечно, если ребёнок придет за советом или попросит объяснить трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте ребёнку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос. Неизменными должны оставаться интерес к жизни учащегося, умение радоваться его успехам и готовность помочь при появлении трудностей в учёбе или общении с окружающими людьми. Взрослые, которые много времени тратят на выполнение домашнего задания вместе с детьми, рано или поздно задаются вопросом: «Когда же мой ребёнок начнет делать уроки сам?» Навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни в целом.Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.
Умение самостоятельно выполнять домашнее задание предполагает комплекс навыков. Ребенок должен уметь:
• ориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить;
• планировать порядок действий: что он будет делать сначала, что — потом;
• распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
• понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
• применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
• представить себе алгоритм действий, которые помогут в случае затруднения. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то:
а) думаю, какое правило подходит;
б) нахожу это правило, применяю к слову;
в) если уверен, что прав, выполняю задание;
г) если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, эти действия довольно сложны для учащегося начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, что он ещё не умеет делать, поэтому призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. Наблюдения за самостоятельной работой учащихся показывают, что без специального обучения дети действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо, наоборот, включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению, и в результате выполнение домашнего задания растягивается не на один час. На характер подготовки к урокам дома влияет и эмоциональное состояние ребёнка. Более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу: одни — потому что слишком эмоциональны, другие — не уверены в своих знаниях, третьи — боятся быть неуспешными.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Контроль должен быть ненавязчивым, тактичным.
Не сравнивайте умения своего ребенка с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения выполнить заданное упражнение.
Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с выполнением домашних заданий.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировке вопросов.
Учите ребёнка детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Для того чтобы облегчить ребёнку процесс выполнения домашнего задания, покупайте энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Покупайте ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Чаще играйте с ребёнком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
Поддерживайте стремление ребёнка совершенствовать свои способности не только в учёбе, но и в других видах деятельности.
раскрыть » / « свернуть