УЧИТЕЛЬ И ОЦЕНКА - Ходосовская БШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

УЧИТЕЛЬ И ОЦЕНКА

Консультация для педагогов 

УЧИТЕЛЬ И ОЦЕНКА

Учитель, набравшись мудрости и терпения, использует в процессе обучения принцип управления успехом: тщательно отслеживает мельчайшие изменения к лучшему в поступках, поведении, познавательной деятельности ученика и постоянно находит возможности, эффективные шаги для усиления и поддержки.           Одобрение и ободрение – два похожих слова играют решающую роль в обеспечении учебного успеха детей.

Оценке предшествует определенная деятельность учащихся, и именно эта деятельность должна быть оценена.

            Оценка – своего рода символ и в тоже время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.

1. Не стоит придавать оценке роль инквизиторского топора.

2. Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.

3. Оцениваются не решение, не выполнение задания, не ответ, а достижения, учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых.

4. Оценка должна позволить учителю увидеть свои и ученические пробелы и возможные шаги для успешной коррекции.

5. Оценивается не ребенок, а его деятельность.

6. Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знаний учащихся: обучающий зачет, семинары, творческие работы.

7. Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая характеристика успехов ученика.

8.   Нельзя девальвировать, но нельзя и фетишизировать роль оценки.

9. Оценка должна стимулировать деятельность ученика, а значит, выставление оценки должно сопровождаться энергетически мощным учительским импульсом, позволяющим ученику поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения.

10. Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор [особенно с точки зрения учащихся].

11. К сожалению, довольно часто, несмотря на частокол оценок в журнале, учитель не имеет ни малейшего представления о фактических знаниях ученика, то есть оценка выставляется ради формального, требуемого администрацией, так называемого накопления оценок.

           При оценивании деятельности ученика важно учитывать, что оценка, выставляемая на уроке, отмечает лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал.

Оценка фактически должна дать ответ на главные вопросы:

- носят ли знания ученика системный характер;

- насколько ученик глубоко понимает изученный материал;

- интересно ли ученику заниматься этим предметом;

-практико-ориентированная ценность знаний [возможность использовать их на практике];

- как соувязаны репродуктивная и практически творческая деятельность учащихся.

       Агрессивное воспитание, основанное на крике, ужесточение требований приводит к двоякому результату: ребенок, возможно, запомнит необходимый материал, но будет испытывать к предмету и к авторитарно организованной деятельности устойчивое отвращение. Устойчивая негативная эмоциональная и смысловая окраска в процессе возбуждения доминантных очагов в мозгу приводит к динамическому стереотипу, к такой реакции на бурный, злой, резкий раздражитель, которая характеризуется страхом, агрессией, ответной злостью, сопротивлением даже в том случае, когда истина вроде бы очевидна.

         Агрессия учителя связана, как правило, с педагогическим бессилием, однообразиеми худосочностью его методического арсенала в широком смысле и неготовностью к каждому данному уроку – в узком. Нередко агрессивность учителя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками:

  1. «Не хватало еще, чтобы я тратил на них свое здоровье [силы, нервы, жизнь]».
  2. «В каждом классе чуть ли не половина дебилов. Пусть их родители учат!».
  3. «Книг нет, пособий нет, как учить по-новому – узнать негде, вот и приходится учить, как умею».
  4. «Каждый раз думаю, что надо бы сходить в библиотеку, получше подготовиться к урокам, найти какие-нибудь изюминки, да все некогда, заедает текучка, то-се, пятое-десятое».
  5. «Я им, мерзавцам, задаю по пол-учебника разом, пусть учат, нечего по улицам шататься».
  6. «Значительное количество учеников в каждом классе или неспособны к моему предмету, или не нуждаются в нем».

         Очевидно, что эти и другие достаточно известные установки и рассуждения прикрывают несостоятельность учителя.

         В зависимости от того, какой подход исповедует учитель, можно судить о его нравственной позиции, об уровне его профессионализма. Если учитель с известной долей злорадства, как бы мстя ученику за свои собственные неуспехи, выискивает в каждой детской работе или высказывании ошибки, а не достоинства, недостатки, а не приобретения, то климат на уроках у такого учителя тягучий, вязкий, успехи в обучении замедленны и невыразительны.

По-другому выглядит работа учителя, умеющего сочетать системно выстроенные педагогические требования с добрым, чутким вниманием к запросам, интересам, способностям ребенка.