План-конспект урока
Предмет: Человек и мир (3 класс)
Раздел: «Природные богатства родного края»
Тема учебного занятия: «Полезные ископаемые: торф и нефть». (14-й урок по планированию)
Цель учебного занятия: формировать представление учащихся о свойствах торфа и нефти, их использовании в деятельности человека.
Задачи учебного занятия: обеспечить опыт участия детей в установлении основных свойств нефти, торфа в процессе практической работы; продолжить учить учащихся проводить простейшие опыты, фиксировать и объяснять их результаты, формулировать выводы; развивать элементарные исследовательские умения, обогащать словарный запас, расширять кругозор; воспитывать интерес к чтению научно-познавательной литературы.
Технологии: информационно-коммуникативные технологии в начальных классах.
Методы и приёмы: словесные, проблемно-поисковые, информационно-развивающие, практическая работа, демонстрационные опыты, работа с учебником, научно-познавательной литературой, работа с картой.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Учебно-методическое обеспечение:
- мультимедийная презентация «Полезные ископаемые»;
- образцы торфа, песка, глины, образец нефти в пробирке;
- предметное стекло, лупа, пипетка, фильтровальная бумага, стакан и блюдца с водой;
- энциклопедии, буклеты «Полезные ископаемые»;
- таблица «Свойства полезных ископаемых»;
- загадки;
- карточки с заданиями;
- иллюстративный материал по теме «Полезные ископаемые: песок и глина»;
- учебное пособие (с. 43 – 45), форзац учебника.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I этап: Организационный момент. Эмоциональная настройка на урок.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Пригласил всех на урок.
Всех приветствую, садитесь!
На уроке не ленитесь.
Ум, внимание включите.
Ответить – руку поднимите.
И получится у нас
Не урок, а просто класс!
Учитель:
(слайд 2)
- Ребята, наш урок открывает лист календаря, за которым последует наша совместная работа. Я верю, что совместный труд принесёт нам радость познания, удовольствие от успеха во всех начинаниях.
II этап: Мобилизация внимания учащихся. Календарная минутка.
- Проверим, насколько внимательно вы настроены на успешную работу на уроке. Ответьте на вопросы.
- Какой сегодня день недели? (ответы детей)
- А какой день недели был вчера? Будет послезавтра?
- Какое сейчас время суток? Какое время года? Кому из вас нравится зима? Чем вам нравится это время года?
- Какая погода установилась в последние дни?
- С каким настроением вы начинаете урок?
- Чего вы ожидаете от урока? От себя?
- Я желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, показать свои знания и эрудицию по теме «Полезные ископаемые».
IIIэтап: Мотивационный этап
– Сегодня у нас необычный урок – урок-исследование, на котором вы сможете испытать и проверить себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
(слайд 3)
- Может, вы уже знаете, кто занимается изучением и поиском природных ископаемых?
– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус. Кто же это? (дети разгадывают ребус)
– Правильно! Это геолог. (слайд 4)
- Давайте скажем, кто же такой геолог?
- А где можно узнать более точное определение этого слова?
- Верно. Поможет нам уточнить значение данного слова – толковый словарь.
(работа со словарём)
- И так. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их.
– И вы на нашем уроке становитесь геологами. Как вы думаете, ребята, каким должен быть геолог?
– Для плодотворной работы на уроке в классе есть следующие помощники: волшебный экран, научно-исследовательский центр с изучаемыми ископаемыми, научно-познавательный центр с наличием необходимой литературы, карточки с заданиями. И, конечно же, верными друзьями и помощниками будут ваши активность и любознательность. И так, в путь!
IVэтап: Актуализация знаний учащихся по ранее изученной теме
- Прежде чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительную проверку знаний.
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Вспомните, о свойствах каких полезных ископаемых узнали на предыдущем уроке?
- Предлагаю вам задания для повторения и закрепления материала. Задания вы видите на экране. Соответствующее задание есть на карточках.
(СМ.: Приложение №1)
-Прочитайте внимательно вопрос. (слайд 5)
(дидактические игры и упражнения)
- Продолжите предложение.
– Укажите букву полного правильного ответа.
Полезные ископаемые – это:
А) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли или из ее глубины и используют для различных хозяйственных нужд;
Б) все природные богатства, которые люди добывают с глубины земли;
В) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.
(дети самостоятельно выполняют задание)
- А сейчас волшебный экран покажет правильный ответ. Сравните ваши ответы. Какие ошибки допустили?
- Если задание выполнено без ошибок, значит, вы добросовестно подготовились к уроку, и эта тема вам интересна.
2. Узнай по описанию. (задание на слайде 6)
- Прочитайте характерные особенности полезных ископаемых.
(Бывает разного цвета, твёрдый, состоит их крупных частиц, сыпучий, хорошо пропускает воду.)
- Что же это?
(Разноцветная, состоит из маленьких слипшихся частичек, пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде.) (слайд 7)
3.Найди и покажи.
- А сейчас я приглашаю вас в научно-познавательный центр.
(стол с наглядным оборудование для урока)
- Покажите, где глина, а где песок.
(несколько учащихся демонстрируют полезные ископаемые)
- Расскажите, что ещё вы знаете об этих ископаемых?
-Какие опыты с полезными ископаемыми проводили? В чём убедились?
(краткие выступления детей)
4.Закончите предложения. Работа в паре.
(слайд 8 тест-задание)
- Ребята, с любым делом можно справиться быстрее, если работать сообща. Внимательно прочитайте задание на карточке. (СМ.: Приложение №2)
- Закончите предложение с помощью стрелки.
- Песок хорошо пропускает воду, поэтому …
- Глина пластичная, поэтому…
- Песок твёрдый материал, поэтому …
- Глина плохо пропускает воду, поэтому …
(учащиеся выполняют задание в паре)
- Посмотрите на экран. Проверьте себя. Как вы оцениваете свою работу, свои знания? А как оцените знания своего товарища по парте?
5. Укажите, какими материалами являются песок и глина.
(слайд 9)
Песок и глина – это … материалы.
- Объясните свою точку зрения.
(ответы детей из личных наблюдений)
- Вы – молодцы. Знаете, какие полезные ископаемые называют строительными, можете рассказать об их свойствах и даже продемонстрировать опыт с данными материалами.
Vэтап: Целеполагание
- Сегодня мы узнаем о полезных ископаемых нашей страны, которые характеризуются как горючие.
- Как вы понимаете значение слова горючие? (слайд 10)
VI этап: Изучение нового материала
а. Изучение свойств торфа
- На протяжении нескольких уроков мы путешествуем по просторам родного края. Вспомните, какие природные сообщества встречаются в Беларуси.
- А знаете ли вы, что это за место в природе?
Загадка
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (слайд 11)
- Юные геологи отправляются на болото в поисках природных ископаемых. Территория Беларуси характеризуется широким распространением болот и заболоченных земель. А где же здесь природные богатства?
(предполагаемые ответы детей)
Загадка
- Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (слайд 12)
- Что вы знаете о торфе?
- Где образуется торф?
- В Беларуси выявлено около 9200 месторождений, в которых сосредоточено 3 млрд. тонн торфа. Эксплуатируется порядка 400 месторождений, ежегодно добывается 13-15 млн. тонн. За все годы разработки торфяных залежей добыто 1,1 млрд. тонн торфа. (слайд 13)
- В ходе работы на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы:
ü Благодаря каким свойствам торф используется как топливо, удобрение, подстилочный материал в помещениях животных? (слайд 14)
- Что нужно сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?
- Чтобы узнать о свойствах торфа, необходимо провести опыт, а также почерпнуть знания из учебника и других источников информации.
- Торф – горючее полезное ископаемое. Убедимся в одном из его свойств – горении. (слайд 15)
(просмотр видео №1 «Горение торфа»)
- Используется ли торф в сельской местности? Расскажите о своих наблюдениях.
(выступление детей на основе наблюдений)
- К сожалению, это свойство торфа – горение – в природе может принести огромный вред окружающей среде.
- Как вы думаете, какой вред может быть причинён природе?
- Торфяные болота в летний зной горят так же легко, как вата и опилки. При торфяных пожарах в воздух выбрасывается большое количество углекислого газа и дыма. (слайд 16)
- Расскажите, чем же опасен пожар на болотах?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Свойства торфа»
- Наш помощник, волшебный экран, продемонстрировал одно из свойств торфа – горение. Но это ещё не все свойства полезного ископаемого. Для установления свойств торфа мы обратимся к научно-исследовательскому центру. Помните о правилах безопасного поведения во время учебных опытов. Как настоящие учёные вооружимся прибором для исследования – лупой.
üРассмотрите кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит? Какого цвета торф? Попробуйте отделить части торфа. Легко ли это сделать? Как вы думаете, почему?
üА для установления следующего свойства торфа нам понадобится стакан с водой. Бросьте кусочек сухого торфа в стакан. Что вы наблюдаете? Почему торф не тонет?
üПоложите кусочек сухого торфа в блюдце с небольшим количеством воды. Понаблюдайте, что происходит с водой. Какое свойство торфа доказывает этот опыт?
Работа с таблицей (слайд 14 – 15)
- Обобщим наши наблюдения о свойствах торфа. Все изученные данные укажем в таблице для исследовательской работы.
(слайд 17)
- Учебник по предмету (с. 43 – 44) поможет вам уточнить информацию.
(чтение текста, заполнение таблицы)
- Проверьте себя. (слайд 17).
- Оцените свою работу: я узнал …, я понял …, я могу рассказать…
б. Изучение свойств нефти
- А знаете ли вы, какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?
(предполагаемые ответы детей)
- Конечно, не зная свойств ископаемого, сложно ответить на вопрос. А вот в загадке и указано одно из свойств этого материала.
- Загадка (слайд 18)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
- Нефть - одно из важнейших полезных ископаемых. Ее используют как источник электроэнергии и как материал для различных химических веществ. На ней работает почти весь транспорт. Она прочно вошла в жизнь современного общества, став для него незаменимым ископаемым топливом.
(слайд 19)
- Наша совместная работа на уроке, а также чтение научно-познавательной литературы помогут нам ответить на следующие вопросы:
üЧто же представляет собой нефть?
üГде находятся ее основные месторождения?
üКакими способами добывают нефть?
- Узнать о месторождении нефти в Беларуси поможет учебник. Откройте форзац.
Работа с картой
- Найдите среди условных обозначений полезных ископаемых обозначение-символ нефти. Ориентируясь по данному графическому знаку, определите месторождение нефти на территории нашей страны.
- А сейчас волшебный экран перенесёт нас именно туда, где в стране работают люди по добыче нефти.
Просмотр видео №2 «Добыча нефти в Беларуси» (слайд 20)
- Где же находится нефть?
- Как учёные определяют месторождение нефти?
- Сейчас ежегодная добыча нефти составляет 1,5 млн. тонн в год. Для нужд страны необходимо более 12 млн. тонн нефти в год.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Изучаем свойства нефти» (слайд 21)
(Работа с демонстрационным материалом)
- В нашем исследовательском центре мы наблюдаем за свойствами нефти.
ü- Обратите внимание на пробирку с нефтью. Что происходит с нефтью, если пробирку наклонять?
- Это говорит о том, что нефть – жидкая в отличие от торфа.
ü- Сейчас я продемонстрирую вам следующее свойство нефти. Вы убедитесь, что нефть маслянистая жидкость. (Кусочек ваты пропитываем нефтью и кладём на бумагу. Учащиеся наблюдают, что на бумаге образуется жирное пятно.)
ü- Следующий опыт убедит нас в том, что случается, если происходит утечка этого вещества в окружающую среду. (В миску с водой с помощи пипетки учитель капает несколько капелек нефти. Учащиеся наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды затягивается тонкой радужной плёнкой.)
- Как вы думаете, ребята, почему так происходит?
- Нефть – маслянистая жидкость, легче воды. Посмотрите, что происходит с пёрышком, если его окунуть в такую жидкость.
- Почему так опасно, когда нефть попадает в водоём?
Работа по учебнику
- Геологи не только занимаются поиском ископаемых. Для накопления знаний нужно работать с научно-познавательной литературой. Такие тексты нам представлены в учебнике. Прочитайте текст о нефти.
(чтение текста на с. 44 – 45)
- Расскажите, что ещё нового вы узнали о нефти.
- Попробуйте сделать вывод: почему же нефть называют «чёрным золотом»?
Работа с таблицей(слайд 21)
- Все наши знания и наблюдения мы отметим в таблице «Свойства нефти». При подготовке домашнего задания воспользуйтесь данной таблицей как помощником.
в. Работа с научно-познавательными текстами
- Для того чтобы расширить знания о природных материалах, явлениях окружающей среды, советую вам обращаться к научно-познавательным источникам информации. Знаете ли вы эти источники?
- Это могут быть журналы, энциклопедии, статьи из газет.
- А сейчас я хочу вас познакомить с правилами работы с научно- познавательными текстами. (слад 22)
(См.: Приложение №4)
VIIэтап: Закрепление усвоенного материала
- На протяжении исследования вы проявляли интерес, желание узнать, установить выводы. Проверьте свои знания по изучаемой теме с помощью следующего задания – тест «Что мы узнали о полезных ископаемых?»
(См.: Приложение №5)
- Соедините стрелкой части предложений.
(работа в парах)
üТорф хорошо впитывает влагу, поэтому …
üНефть и торф обладают таким свойством, как горючесть, поэтому …
üТорф состоит из остатков растений, поэтому …
üНефть – маслянистая жидкость, легче воды, поэтому …
- Проверьте себя. (слайд 23)
VIIIэтап:Подведение итогов. Рефлексия
- Понравилось ли вам быть геологами?
-Что необычного вы можете отметить в этой профессии?
- Что нового узнали сегодня на уроке о полезных ископаемых нашей страны?
- Что узнали о свойствах нефти и торфа?
- Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
- Какие задания были самыми интересными? Почему?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (слайд 24)
- Продолжите предложения.
(- Я узнал… Мне понравилось… Было трудно… Мы старались быть…Я хочу ещё узнать о …)
- Я рада, если профессия геолога пришлась вам по душе. На протяжении урока вы демонстрировали эрудицию, желание узнавать и открывать для себя новое, неизвестное.
(оценивание учащихся)
- А закрепить знания, полученные на уроке, поможет самостоятельная работа с научно-познавательной литературой.
IXэтап: Домашнее задание
- Изучите тексты на с. 43 – 45 учебного пособия, ответьте на вопросы.
- Как вы думаете, а где мы можем почерпнуть больше информации?
- Наш научно-познавательный центр предлагает вам буклеты о полезных ископаемых, энциклопедии. Выбирайте понравившуюся литературу.
- А также можете посетить школьную или сельскую библиотеку.
(дети выбирают книги, буклеты)
- К следующему уроку прочитайте текст о нефти или торфе из источников научно-познавательной литературы и подготовьте небольшое выступление.
- Спасибо за работу.
раскрыть » / « свернуть